История Обоянского Богородицкого Знаменского
мужского монастыря
 
 Обоянский монастырь был основан на месте пустынек монахов – отшельников, живших здесь задолго до основания г. Обоянь. Пустыньки основывались на месте языческих капищ древних городищ, чтобы освятить эти места. В нашем случае, на месте древнего Боянского городища, известного еще с конца 4 – го века н. э. по древнейшему памятнику славянской письменности «Гимну Бояна». Из которого известно, что эти земли были вотчиной песнопевца древнего времени Бояна. Находилась Боянова земля, где теперь г. Обоянь. Основанием для такого мнения является царский указ от 31 июля 1638 г. о строительстве г. Обояни, в нем говорится, что царю была прислана челобитная от «курчан и белгородцев», в котором они просили устроить жилой городок на старом Боянском городище, меж Псла и устья речки Боянки. Землю Бояна купила супруга курского князя Всеволода воспетого в «Слове о полку Игореве», который умер в 1196 году. О купле – продаже Бояновой земли свидетельствует надпись на стене Софии Киевской. Настолько древняя земля Обояни и монастыря! В наши земли, свободные от униатского притеснения уходили от притеснений свирепствующей унии жители и монахи из – за Днепра польской стороны, пополняя отшельническую братию наших мест. Такими подвижниками благочестия основывались многие обители нашей местности, в том числе и наш Обоянский.
Это первое монашеское общежитие из скита преобразовалось в монастырь к 1663 – 1664 годам, когда и Обоянь из сторожевого стала уездным городом. 
  Монастырь получил своё название от главной церкви названной в честь иконы Знамения Пресвятой Богородицы Курской - Коренной. Письменное упоминание о нем с указанием места постройки относится к 1691 г. составленное стольником А. Мантуровым и подъячим Г. Жеребцовым.
Монастырь возник на возвышенности у реки Псел (в те времена река имела иное русло чем сейчас) между Большим и Малым оврагами. За Большим оврагом находилась Обоянская крепость. За малым оврагом – Стрелецкая слобода, впоследствии перенесенная на северо – восток от города за речку Обоянку. Обитель почти со всех сторон была окружена принадлежавшей ей лесом.
  По документам конца 17 века, Обоянскому монастырю принадлежали «половины мельницы и рыбных ловель на реке Псел у деревни Афанасьевки», также за ним числился Воробжанский лес земли и покосы на реке уланке в Залесском стану. Все постройки монастыря были деревянными.
В 1700 и 1719 г.г. монастырь пострадал от сильного пожара, все его деревянные постройки были уничтожены. В 1726 г. в обители жили 30 монахов. Из – за случившегося пожара и в следствии сложности жизни, решено было перевести штаты Обоянского монастыря в Белгородский Николаевский монастырь. Но в скором времени монастырь возродился, и снова стал самостоятельным. Переписные книги 1730 г. называют уже две каменные церкви - храм в честь иконы Знамения Пресвятой Богородицы и Предтеченский храм. При Знаменской церкви имелась шатровая колокольня украшенная короной с крестом (что могло свидетельствовать о царском пожертвовании). В первой половине 19 века, монастырь обратил на себя внимание Преосвященного епископа Феоктиста, в нем был учрежден порядок по примеру Коренной Рождества Богородицы пустыни. Преосвященный Феоктист писал:
 «учредить в оном для начальника и братии общую трапезу – пищу и питие; питию же у них не быть никакому,, кроме квасу да меду без хмелю, и платье должно быть таково у начальника, каково и у братии: - начальник от братии отличается повелением, а братия – беспрекословным послушанием…»
  Указом №1814 от 15 апреля 1835 г. Курской духовной консисторией монастырь стал штатным, трехклассным, поскольку в него были переведены штаты Белгородского Николаевского монастыря, (т. е произошел обратный процесс, чем в начале 18 века) переданы его мельницы и определенно на содержание уездное и приходские училища в г. Белгороде. 
В середине 19 века монастырь начинает активно строится. После сильной бури 1850 г. деформировавшееся навершие шатровой колокольни, было заменено восьмиконечным крестом. По проекту от 21 июля 1853 года Знаменская церковь «деяниями и щедротами» обоянской помещицы генеральши Крыловой Варвары Николаевны бывшая однопрестольною, была расширена двумя пределами и стала трехпрестольной. Южный предел назван в честь Зачатия Св. Анны, матери Пресвятой Богородицы, северный в честь Св. Николая Чудотворца. В 1877 году был переделан купол церкви по проекту епархиального архитектора А.Н Еремеева, и храм стал пятиглавым, с куполом и четырьмя главками, что сделало его украшением города. К началу ХХ века церковь представляла собой благолепное зрелище, как снаружи, так и особенно внутри. Внутренность Знаменской церкви разделенная 10 –ю арками была весьма благолепна. Стены оштукатурены, а купол расписан изображением Ангелов и других святых. Средний Иконостас храма находился на высокоподнятой солее, украшен резьбой и очень искусной живописью. В храме имелись несколько местночтимых икон, Знаменской Пресвятой Богородицы, Иверской, Толгской. В едином архитектурном ансамбле Знаменской церкви, имелась красивая шатровая колокольня. Она имела шесть колоколов, главный из которых имел вес сто пудов (1600кг.)
  К северо – востоку от Знаменской церкви, практически на границе с Большим оврагом находилась Предтеченская церковь. Построена она видимо была в 20 – х годах 18 века иждивенцем обоянского помещика Харлампия Переверзева. До 1859 г. она была однопрестольной. По ходатайству преосвященейшего архиепископа Илиодора Св. Синод разрешил переустройство церкви. В 1861 году настоятель Обоянского монастыря архимандрит Флавиан освятил южный предел названный в честь Великомученицы Анастасии. Однако церковь нуждалась в более тщательном переустройстве. Указом № 1795 от 6 апреля 1871 г. Курская духовная консистория разрешила переустройство церкви. К концу этого года переустройство церкви было завершено. По наружному своему фасаду Предтеченская церковь представляла собой один из видов базилики – не имела купола. Массивный четвертик ее слегка возвышался над двускатною крышею, главка была увенчана позолоченным крестом. Церковь отапливалась капитальною подземною печью. В храме имелась библиотека с фондом в 200 книг.
  Внутри монастырской ограды был сад, хозяйственные постройки, келии, церкви, училищные корпуса Обоянского духовного училища, кладбище. Восточную сторону закрывал каменный двухэтажный корпус 22 сажени с пролетом, служившим святыми вратами для входящих в монастырь богомольцев. Над воротами в жилом корпусе была сооружена домовая церковь во имя Спаса Нерукотворного. На территории монастыря располагалось Обоянское Духовное училище основанное в 1793 году.
  Во владении монастыря, была водяная мельница на реке Пселец. В 1871 году монастырю были подарены 123 десятины Медвенской казенной дачи. В 1872 году монастырю было дано в аренду еще 99 десятин земли в дачах села Верхосемье, Тимского уезда. Обитель владела уездными и приходскими духовным училищами в Обояни. 

Святитель Иоасаф (Горленко) епископ Белгородский и Обоянский по своему сану был настоятелем обители и несколько раз посещал ее. А его племянник по сестре, известный церковный деятель XVIII в., архимандрит Наркисс (Кветка) был настоятелем Обоянского монастыря в середине XVIII века. В Обоянском духовном училище при монастыре, учился известный историк, профессор, Петр Никитич Буцинский. Труды и личность П.Н Буцинского внесли выдающуюся роль в развитии исторической науки в России. 
  С 1908 по 1911 г.г в Обоянском монастыре жил и занимал должность смотрителя Обоянского духовного училища (еще в сане иеромонаха) будущий подвижник и мученик за Христа, архиепископ Курский Дамиан. Ныне широко почитаемый в Курской епархии святой. С 1913 года должность смотрителя Обоянского духовного училища занимал другой в будущем известный иерарх только уже Русской зарубежной церкви, Феодосий архиепископ Сан – Паульский и Всей Бразилии.
 После убийства Григория Распутина и раскрытия убийства, за причастность к этому Феликса Юсупова в наказание, царь Николай II сослал князя в его имение, село Ракитное (ныне Белгородская обл.) В 1917 г. во время ссылки в свое имение в Ракитном, князь Феликс несколько раз посещал наш монастырь. О чем говорил князь с игуменом осталось тайной.
  Во время гражданской войны в 1919 году, обитель посетила чудотворная икона «Знамения» Курская – Коренная при эмиграции ее из России.
Обоянский монастырь своей высокой духовной жизнью привлекал множество богомольцев, был колыбелью самобытной русской культуры, являлся духовным центром не только Обоянского уезда и но и ближайшей округи. 
Обитель закрыта 5 января 1924 года по новому стилю, так сказать «подарок» советской власти под Рождество
Восстановление духовных святынь, коим является и Обоянский монастырь, это восстановление тех духовных ступеней, становясь на которые, человек становится ближе к Богу, это исправление и покаяние за грехи предков допустивших разрушение. Святое место не должно оскверняться, а должно быть возрождено и вновь стать святым для всех обоянцев. Должна быть в первую очередь возрождена память о нем. Конечно, здесь никто не говорит о переселении школы – интерната и тому подобное. Возрождение это наше покаяние. Это единственный монастырь в Курской области, который был закрыт, и до сих пор не восстановлен! 
14 октября 2009 г. в день Покрова Пресвятой Богородицы по благословению Архиепископа Курского и Рыльского Германа, был воздвигнут памятный Поклонный крест на месте святой обители. 10 апреля 2010 г. территорию бывшего монастыря посетил Архиепископ Курский и Рыльский Герман.